Положение компаний на рынке, порой, напоминает колебание позиций в поисковой выдаче. Сегодня ваши дела идут хорошо, а завтра кто-то оставит о вашей фирме негативный отзыв, и все ваши преимущества в лице посетителей сайта в один момент обернутся в недостатки.
Чтобы избежать подобной картины, иногда руководители заставляют своих сотрудников писать хвалебные отзывы о компании. При беглом анализе упоминаний о фирме в интернете, мало кто обращает на это внимание. Однако с течением времени, и часто уже после подписания договора, заказчики видят среди работников фирмы поразительно знакомые лица, хорошо узнаваемые по аватаркам сотрудников компании на отзовиках. Но часто в этот момент дороги назад уже нет.
Написание действующими сотрудниками компании положительных отзывов о своей фирме – резкий негативный сигнал для заказчика. Обычно это значит одно: компания вообще никому не интересна настолько, что людям просто лень писать о ней отзывы, а в самой фирме используется авторитарный стиль управления с поощрением сотрудников за податливость.
Любой потенциальный клиент такой компании должен задать себе как минимум один вопрос перед сотрудничеством: «Почему я не могу найти реальных упоминаний о фирме, если она существует уже много лет?» И действительно, если возраст компании перевалил за десяток, а на отзовиках или картах имеется всего пару-тройку отзывов, да ещё и от работников фирмы, то это как минимум странно. Часто, уже после сотрудничества подобные отзывы обрастают дизлайками, особенно если имена и фамилии работников, размещенных в разделе «О компании», полностью совпадают с тем, от чьего лица публикуются отзывы на картах.
Заказные отзывы — только часть проблемы
На самом деле, судить о репутации компании только по отзывам недостаточно. Иногда нужно подойти к исследованию более детально, ведь бывают случаи, когда в Интернете невозможно найти вообще ни одного упоминания компании на отзовиках.
И тогда на помощь может прийти сервис проверки контрагентов. За относительно небольшую сумму можно выгрузить всю имеющуюся информацию о судебных спорах, проанализировать ее, и понять для себя, что является предметом судебных разбирательств. Если компания часто выступает в роли ответчика — исполняет ли она свои обязательства надлежащим образом? С другой стороны, и участие фирмы-подрядчика в судах в качестве истца также не гарантирует того, что все ваши пожелания по проекту будут выполнены. Возможно, в один момент вы поймете, что фирма сделала свою работу некачественно, и попросту не захотите подписывать акт выполненных работ, направив соответствующую претензию в адрес исполнителя.
Как итог, по факту отсутствующая репутация компании с большим опытом работы – сигнал явно негативный, в случае с молодыми фирмами – могут быть исключения. В любом случае, каждый заказчик принимает решение о сотрудничестве с той или иной компанией на свой страх и риск. Поэтому, если реальных упоминаний о фирме найти не удалось, а решение о сотрудничестве вы все же приняли, попытайтесь составить договор максимально аккуратно, подробным образом прописав результат работ.